2
1. Общие положения
1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) –
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией
(далее
–
ПМПК)
и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
1.2.
Организация
обучения
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья
производится на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 24.11.2015) «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья1;
приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3
приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам
для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»2;
нормативных актов Республики Бурятия и «Кяхтинский район»;
Устава, Положения об электронном обучении и использовании дистанционных
образовательных технологий, Положения об индивидуальном учебном плане и других
локальных нормативных актов МБОУ «Большелугская СОШ »
2. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ
2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической
и
психологической
помощи,
бесплатной
педагогической коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1) в образовательной организации;
2) вне образовательной организации:
психолого-медико-
4
по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования – на дому или в медицинских организациях3, в форме семейного
образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования;
по образовательным программам дошкольного образования – в форме семейного
образования.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой тьютора
(ассистента (помощника)) организации, осуществляющей образовательную деятельность, на
основании рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника),
тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а обучающемуся, имеющему статус
инвалида, – ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.
2.4.
Адаптированная
образовательная
программа
–
образовательная
программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дети
с
ОВЗ
принимаются
на
обучение
по
адаптированной
основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
2.4. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным
образовательным программам:
–
начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два
года (до шести лет освоения образовательной программы);
–
основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один
–
среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один
год.
год.
2.5.
В
случае
обучения
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам в МБОУ «Большелугская СОШ » создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение
медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
3
5
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания МБОУ «Большелугская СОШ » и другие условия, без которых невозможно
или затруднено освоение образовательных программ.
Доступность образовательной среды МБОУ «Большелугская СОШ » предполагает:
доступность
для
обучающихся
с
ОВЗ
всех
помещений,
где
осуществляется
образовательная деятельность;
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального
мест;
2.6. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в
следующих формах:
1)
урочной и внеурочной деятельности;
2)
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий. Для образовательных программ дошкольного образования дистанционная форма
реализации образовательных программ не применяется;
2.7. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с
задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
2.8. За присмотр и уход за детьми-инвалидами родительская плата при обучении по
дошкольным образовательным программам не взимается.
2.9. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме
государственного выпускного экзамена в соответствии с приказом Минобрнауки России от
26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
2.10. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их
желанию
проходить
государственную
итоговую
аттестацию
в
форме
основного
государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы).
6
2.11. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу
и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об
утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными
возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам».
2.12. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно
прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного
экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы), выдаются документы об
образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и
внеурочной форме
3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с
другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
3.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ (для
школ), группа комбинированной направленности, отдельная группа для обучающихся с ОВЗ
(для детских садов) открываются на основании приказа директора/руководителя МБОУ
«Большелугская СОШ» и комплектуются на основании заключения ПМПК и заявления
родителей (законных представителей) о согласии на обучение ребенка в классе (группе)
инклюзивного образования, отдельном классе (группе) для обучающихся с ОВЗ.
3.3. Количество учащихся в классе (группе) определяется исходя из максимального
количества детей с ОВЗ в классах (группах) в зависимости от категории учащихся и вариантов
программы.
Комплектование инклюзивных классов (групп) производится с учетом требований,
установленных в приложении 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15.
3.4. При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ. Такая работа
осуществляется на основе адаптированной образовательной программы или программы
коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего
образования.
3.5. Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по истечении
которого психолого-медико-педагогический консилиум или специалист (специалисты),
7
осуществляющий психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся (при наличии)
выносит заключение о возможности продолжения обучения такого ребенка по образовательной
программе,
рекомендованной
ПМПК.
Данное
заключение
утверждается
решением
педагогического совета и доводится до сведения родителей (законных представителей).
3.6. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют педагогпсихолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.
3.7. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или
адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по письменному
заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных
организаций с письменного согласия родителей (законных представителей).
4. Особенности реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения
(очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм обучения и
осуществляется в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании
дистанционных
образовательных
технологий
в
образовательном
«Большелугская СОШ», при отсутствии медицинских противопоказаний.
процессе
МБОУ