об организации обучения с ОВЗ

2

1. Общие положения
1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) –
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные

психолого-медико-педагогической

комиссией

(далее

–

ПМПК)

и

препятствующие получению образования без создания специальных условий.
1.2.

Организация

обучения

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья

производится на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации
и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;
приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 24.11.2015) «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья1;
приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

3

приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным

программам

для

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»2;
нормативных актов Республики Бурятия и «Кяхтинский район»;
Устава, Положения об электронном обучении и использовании дистанционных
образовательных технологий, Положения об индивидуальном учебном плане и других
локальных нормативных актов МБОУ «Большелугская СОШ »
2. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ
2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической

и

психологической

помощи,

бесплатной

педагогической коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1) в образовательной организации;
2) вне образовательной организации:

психолого-медико-

4

по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования – на дому или в медицинских организациях3, в форме семейного
образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования;
по образовательным программам дошкольного образования – в форме семейного
образования.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой тьютора
(ассистента (помощника)) организации, осуществляющей образовательную деятельность, на
основании рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника),
тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а обучающемуся, имеющему статус
инвалида, – ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.
2.4.

Адаптированная

образовательная

программа

–

образовательная

программа,

адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дети

с

ОВЗ

принимаются

на

обучение

по

адаптированной

основной

общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
2.4. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным
образовательным программам:
–

начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два

года (до шести лет освоения образовательной программы);
–

основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один

–

среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один

год.
год.
2.5.

В

случае

обучения

по

адаптированным

основным

общеобразовательным

программам в МБОУ «Большелугская СОШ » создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение
медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
3

5

специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания МБОУ «Большелугская СОШ » и другие условия, без которых невозможно
или затруднено освоение образовательных программ.
Доступность образовательной среды МБОУ «Большелугская СОШ » предполагает:
доступность

для

обучающихся

с

ОВЗ

всех

помещений,

где

осуществляется

образовательная деятельность;
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального
мест;
2.6. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в
следующих формах:
1)

урочной и внеурочной деятельности;

2)

с применением электронного обучения и дистанционных образовательных

технологий. Для образовательных программ дошкольного образования дистанционная форма
реализации образовательных программ не применяется;
2.7. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с
задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
2.8. За присмотр и уход за детьми-инвалидами родительская плата при обучении по
дошкольным образовательным программам не взимается.
2.9. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме
государственного выпускного экзамена в соответствии с приказом Минобрнауки России от
26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
2.10. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их
желанию

проходить

государственную

итоговую

аттестацию

в

форме

основного

государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы).

6

2.11. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу
и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об
утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными
возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам».
2.12. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно
прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного
экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы), выдаются документы об
образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и
внеурочной форме
3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с
другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
3.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ (для
школ), группа комбинированной направленности, отдельная группа для обучающихся с ОВЗ
(для детских садов) открываются на основании приказа директора/руководителя МБОУ
«Большелугская СОШ» и комплектуются на основании заключения ПМПК и заявления
родителей (законных представителей) о согласии на обучение ребенка в классе (группе)
инклюзивного образования, отдельном классе (группе) для обучающихся с ОВЗ.
3.3. Количество учащихся в классе (группе) определяется исходя из максимального
количества детей с ОВЗ в классах (группах) в зависимости от категории учащихся и вариантов
программы.
Комплектование инклюзивных классов (групп) производится с учетом требований,
установленных в приложении 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15.
3.4. При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ. Такая работа
осуществляется на основе адаптированной образовательной программы или программы
коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего
образования.
3.5. Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по истечении
которого психолого-медико-педагогический консилиум или специалист (специалисты),

7

осуществляющий психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся (при наличии)
выносит заключение о возможности продолжения обучения такого ребенка по образовательной
программе,

рекомендованной

ПМПК.

Данное

заключение

утверждается

решением

педагогического совета и доводится до сведения родителей (законных представителей).
3.6. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют педагогпсихолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.
3.7. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или
адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по письменному
заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных
организаций с письменного согласия родителей (законных представителей).
4. Особенности реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения
(очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм обучения и
осуществляется в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании
дистанционных

образовательных

технологий

в

образовательном

«Большелугская СОШ», при отсутствии медицинских противопоказаний.

процессе

МБОУ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 28.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(30142) 31-4-13

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».