Информация о предоставлении образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам
Информация о созданных условиях для получения образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на основании Постановления Правительства РФ от 17.05.2017 № 575 "О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации"
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это обучающиеся, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Дети-инвалиды - это дети, у которых возможности личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру
Организация обучения и воспитания особых детей в образовательном учреждении
При поступлении ребёнка в образовательное учреждение в первую очередь специалисты обращают внимание на степень выраженности отклонений. Если патологии развития выражены сильно, то помощь детям с ОВЗ становится приоритетной деятельностью соответствующих специалистов детского сада. В первую очередь, педагог-психолог планирует и проводит специальное изучение ребёнка, на основе результатов которого разрабатывается индивидуальная карта развития. В основу изучения малыша включаются такие направления, как индивидуальная беседа с родителями, изучение медицинской карты, обследование психического и физического развития ребёнка. К работе психолога подключаются специалисты определённого профиля, в зависимости от характера патологии. Воспитателя группы, которую посещает малыш с ограниченными возможностями здоровья, знакомят с полученными данными и индивидуальным образовательным маршрутом особого воспитанника.
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка в том числе ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ).
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Группы школьников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:
1. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
2. дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие)
3. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)
4. дети с тяжёлыми нарушениями речи;
5. дети с задержкой психического развития;
6. дети с умственной отсталостью;
7. дети с расстройством аутистического спектора.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.
Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, педагогами, медицинскими работниками ОУ.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ОУ с детьми с ОВЗ:
- Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н.п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..
- Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи).
Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является:
§ принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
§ непрерывность;
§ вариативность;
§ соблюдение интересов воспитанника;
§ принцип создание ситуации успеха;
§ принцип гуманности и реалистичности;
§ содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям.
Организация работы в ОУ с детьми с ОВЗ предполагает:
1. разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;
2. проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;
3. проведение открытых занятий;
4. работа с детско-родительская парой.
Такая система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях образовательного учреждения обеспечивает:
§ индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ОУ;
§ единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ;
§ возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.