Аннотация к рабочей программе по окружающему миру в 1-4 классах
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе
авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир».
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко
выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие,
обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и
социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира
в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их
единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта,
позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми,
найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных
интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в
дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и
общественных явлений как компонентов единого мира. Помогает ученику в
формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру
природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых,
активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и
участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники
овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе,
учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими
возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире
природы и людей, правила здорового образа жизни.
Цель изучения окружающего мира - формирование целостной картины мира
и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействияобщения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты
окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру
природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому
преобразованию природы и общественной жизни;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и
места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования:
процесса осознания себя жителем планеты Земля, чувство ответственности
за сохранение её природы;
процесса осознания себя членом общества и государства; чувство любви к
своей стране («Наш край- часть большой страны») выражающееся в интересе к её
природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и
событиях современной российской жизни;
уважения к истории и культуре всех народов России на основе понимания и
принятия базовых общечеловеческих ценностей;
сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя
освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм,
требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установки на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать
доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и
мотивация к творческому труду.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
способности регулировать собственную деятельность, в том числе учебную
деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно)
закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни
человека;
умению осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
освоению правил и норм социокультурного взаимодействия с взрослыми и
сверстниками в сообществах разного плана (класс, школа, семья, учреждения культуры в
городе, селе) и др.
умению
наблюдать,
фиксировать,
исследовать,
сравнивать,
классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от
окружающих людей;
овладение основами экологической грамотности, элементарными
правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
пониманию места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в
истории и культуре России.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Распознавать и называть нашу планету, родную страну, ее столицу; регион, родное
село;
Узнавать государственную символику России;
Применять правила сохранения и укрепления здоровья (простейшие правила
личной гигиены, режим дня);
Соблюдать правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе, в
общественных местах, в быту, в природе);
Определять признаки различных объектов природы;
Различать части растений;
Раскрывать особенности внешнего вида и жизни некоторых групп растений и
животных;
Выполнять правила безопасного поведения на улице, в быту, в природе, в
практической деятельности.
Получит возможность научиться:
Наблюдать и описывать проявления богатств внутреннего мира человека в
его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, страны, народов
России и мира;
Проявлять уважение и готовность совместно установленные договорённости
и правила, в том числе и правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной
обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности, в
информационной образовательной среде.
Адекватно оценивать ситуацию и прогнозировать последствия своего
поведения на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры;
2 класс
Личностные УУД
–
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального российского общества;
–
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
–
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
–
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
–
формирование процессов принятия и освоения социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
–
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
–
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Регулятивные УУД:
–
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности; поиск средств её осуществления;
–
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
–
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
–
умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
–
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
–
умение использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;
–
умение активно использовать речевые средства и средства
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
–
умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;
–
владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
–
владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических
и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
–
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
–
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
–
умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
–
умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
Предметные УУД:
–
распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и
культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб,
птиц;
–
распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые
растения животных своей местности;
–
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и
культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
–
характеризовать изученные группы растений, животных, называя их
существенные
–
признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному
учителем);
–
характеризовать признаки времён года;
–
объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей
тетради, дорожных знаков и др.);
–
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
–
понимать правила поведения в природе;
–
называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
–
называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
–
называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные
времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с
людьми;
–
называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы,
благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.
–
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты
неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных;
распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой
группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД;
выполнять правила поведения в природе;
–
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города
(села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
–
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в
быту;
–
использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с
другимилюдьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
–
рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни,
способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий
рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
–
объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и
животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного
отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
–
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
–
моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
–
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в
тексте;
осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему
здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и
др.).
3 класс
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историкокультурным наследием городов Золотого кольца России;
гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе
знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том
числе стран зарубежной Европы;
целостного взгляда на мир в единстве природы, народов и культур через
последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в
природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления
общего и различного в политическом устройстве государств;
основы начальных навыков адаптации в мире через освоение основ
безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренней позиции школьника на уровне осознания и принятия образца
ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные,
социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного
взаимодействия в природной среде и социуме;
осознания личностной ответственности за свои поступки, в том числе по
отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетических чувств, впечатления через восприятие природы в ее
многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и
культуры городов России и разных стан мира;
этических чувств и норм на основе представлений о внутреннем мире
человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными
деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное
отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к
чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о
системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных
ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил
экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе
выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно
относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных
правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике,
рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов
(справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные
модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы,
рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы
круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока
в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе
круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками,
проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать
на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию
партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
(с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его
участников.