Окружающий мир 1-4 класс (1)

Аннотация к рабочей программе по окружающему миру в 1-4 классах
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе
авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир».
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко
выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие,
обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и
социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира
в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их
единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта,
позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми,
найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных
интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в
дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и
общественных явлений как компонентов единого мира. Помогает ученику в
формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру
природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых,
активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и
участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники
овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе,
учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими
возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире
природы и людей, правила здорового образа жизни.
Цель изучения окружающего мира - формирование целостной картины мира
и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействияобщения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты
окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру
природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому
преобразованию природы и общественной жизни;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и
места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования:


процесса осознания себя жителем планеты Земля, чувство ответственности
за сохранение её природы;

процесса осознания себя членом общества и государства; чувство любви к
своей стране («Наш край- часть большой страны») выражающееся в интересе к её

природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и
событиях современной российской жизни;

уважения к истории и культуре всех народов России на основе понимания и
принятия базовых общечеловеческих ценностей;

сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя
освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм,
требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

установки на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать
доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и
мотивация к творческому труду.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:


способности регулировать собственную деятельность, в том числе учебную
деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно)
закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни
человека;

умению осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

освоению правил и норм социокультурного взаимодействия с взрослыми и
сверстниками в сообществах разного плана (класс, школа, семья, учреждения культуры в
городе, селе) и др.

умению
наблюдать,
фиксировать,
исследовать,
сравнивать,
классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от
окружающих людей;

овладение основами экологической грамотности, элементарными
правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

пониманию места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в
истории и культуре России.
Предметные результаты
Обучающийся научится:

Распознавать и называть нашу планету, родную страну, ее столицу; регион, родное
село;

Узнавать государственную символику России;

Применять правила сохранения и укрепления здоровья (простейшие правила
личной гигиены, режим дня);

Соблюдать правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе, в
общественных местах, в быту, в природе);

Определять признаки различных объектов природы;

Различать части растений;

Раскрывать особенности внешнего вида и жизни некоторых групп растений и
животных;

Выполнять правила безопасного поведения на улице, в быту, в природе, в
практической деятельности.
Получит возможность научиться:


Наблюдать и описывать проявления богатств внутреннего мира человека в
его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, страны, народов
России и мира;

Проявлять уважение и готовность совместно установленные договорённости
и правила, в том числе и правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной
обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности, в
информационной образовательной среде.
 Адекватно оценивать ситуацию и прогнозировать последствия своего
поведения на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры;
2 класс
Личностные УУД
–
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального российского общества;
–
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
–
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
–
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
–
формирование процессов принятия и освоения социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
–
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
–
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Регулятивные УУД:

–

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности; поиск средств её осуществления;
–
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
–
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
–
умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
–
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:

–
умение использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;
–
умение активно использовать речевые средства и средства
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;

–
умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;
–
владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
–
владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических
и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
–
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
–
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
–
умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
–
умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
Предметные УУД:
–
распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и
культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб,
птиц;
–
распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые
растения животных своей местности;
–
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и
культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
–
характеризовать изученные группы растений, животных, называя их
существенные
–
признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному
учителем);
–
характеризовать признаки времён года;
–
объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей
тетради, дорожных знаков и др.);
–
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
–
понимать правила поведения в природе;
–
называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
–
называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
–
называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные
времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с
людьми;
–
называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы,
благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.
–
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты

неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных;
распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой
группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД;
выполнять правила поведения в природе;
–
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города
(села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
–
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в
быту;
–
использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с
другимилюдьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
–
рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни,
способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий
рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
–
объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и
животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного
отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
–
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
–
моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
–
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в
тексте;
осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему
здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и
др.).
3 класс
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования:

основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историкокультурным наследием городов Золотого кольца России;

гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе
знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том
числе стран зарубежной Европы;

целостного взгляда на мир в единстве природы, народов и культур через
последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в
природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления
общего и различного в политическом устройстве государств;

основы начальных навыков адаптации в мире через освоение основ
безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

внутренней позиции школьника на уровне осознания и принятия образца
ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные,
социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного
взаимодействия в природной среде и социуме;

осознания личностной ответственности за свои поступки, в том числе по
отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

эстетических чувств, впечатления через восприятие природы в ее
многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и
культуры городов России и разных стан мира;

этических чувств и норм на основе представлений о внутреннем мире
человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными
деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное
отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к
чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о
системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных
ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил
экологической безопасности в повседневной жизни;

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.


Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе
выполнения работы на различных этапах урока);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

планировать свои действия в течение урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно
относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и критерии, заданные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных
правил;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике,
рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов
(справочной и научно-познавательной);

использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные
модели и схемы для решения учебных задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;


анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы,
рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по различным признакам;

осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы
круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока
в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе
круговорот воды в природе, круговорот веществ).


Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками,
проблем и вопросов;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать
на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию
партнёра в общении;

признавать свои ошибки, озвучивать их;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
(с учётом возрастных особенностей, норм);

готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

составлять рассказ на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его
участников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 28.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(30142) 31-4-13

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».