Аннотация к рабочей программе по математике в 1-4 классах
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с ФГОС НОО на
основе авторской программы «Математика» Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. –
М.: Просвещение, 2019.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего
образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников
умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов
умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение,
классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности,
выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают
определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические
способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать
модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования
универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают
усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют
способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и
способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не
только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин,
но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение
основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе
овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения
устанавливать,
описывать,
моделировать
и
объяснять
количественные
и
пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для
решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение,
оценивать и принимать суждения других.
При планировании следует уделять развитию:
пространственной ориентации
воображения, логического мышления, речи
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать,
рассуждать.
1 класс
Предметные результаты:
Читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 100.
Складывать и вычитать «круглые» десятки.
Прибавлять к двузначному числу однозначное (без перехода в другой разряд) и
«круглые» десятки.
Соотносить предметные действия с математическими выражениями.
Составлять из равенств на сложение равенства на вычитание (и наоборот).
Использовать эти свойства для вычислений и для сравнения выражений.
Пользоваться линейкой и циркулем для сравнения длин отрезков, для их сложения
и вычитания.
Распознавать геометрические фигуры на чертеже;
Интерпретировать эти отношения на предметных, вербальных, схематических и
символических моделях.
- Называть состав каждого однозначного числа в пределах 10 (табличные случаи
сложения и соответствующие случаи вычитания).
Называть разрядный состав двузначных чисел и соотношение между разрядными
единицами.
Называть термины: неравенство, выражение, равенство. Их смысл.
Называть компоненты и результат действий сложения и вычитания. Взаимосвязь
между ними.
Называтьпереместительное и сочетательное свойства сложения.
Называтьединицы длины (сантиметр, дециметр) и соотношения между ними;
единицу массы (килограмм); единицы времени (час, минута, секунда).
Называть геометрические фигуры (кривая и прямая линии, отрезок, ломаная, луч).
Различать отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше на...», «меньше
на...»
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и
пространственных отношений;
основам логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, наглядного представления данных в разной форме
(таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
применению математических знаний для решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач;
выполнению и построению алгоритмов и стратегий в игре; исследованию, работе с
таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлению, анализу и
интерпретации данных.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- способности понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, ориентироваться в учебном материале, предоставляющем средства для ее
решения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- умению планировать учебные действия (два-три шага) в соответствии с поставленной
задачей;
- умению проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осознанному чтению, построению речевых высказываний.
Обучающийся получит возможность научиться:
использованию введенных математических символов, знаков, терминов
математической речи;
первоначальным методам нахождения и чтения информации, представленной
разными способами (текст, таблица) в разных носителях (учебник, справочник, аудио- и
видеоматериалы и др.);
начальному освоению способов решения задач творческого и поискового
характера;
первоначальным умениям использования знаково-символических средств
представления информации для создания моделей изучаемых объектов, в том числе и при
решении текстовых задач;
способности излагать свое мнение и аргументировать его;
начальному уровню овладения логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладению начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- готовности слушать собеседника и вести диалог.
Обучающийся получит возможность научиться:
готовности признать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
способности определять общую цель и пути её достижения;
способности договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
-доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и
сопереживание чувствам других людей;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- умения уважительно относиться к иному мнению;
- умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду.
2класс
Предметные
Обучающийся научится:
выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом
через десяток;
выполнять табличное умножение и деление чисел на 2, 3;
выполнять арифметические действия с числом 0;
правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые),
вычитания (уменьшаемое, вычитаемое) и умножения (множители), а также числовых
выражений (произведение, частное);
определять последовательность действий при вычислении значения
числового выражения;
решать текстовые задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание
(нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разностное сравнение), умножение и деление
(нахождение произведения, деление на части и по содержанию);
измерять длину заданного отрезка и выражать ее в сантиметрах и в
миллиметрах; чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;
использовать свойства сторон прямоугольника при вычислении его
периметра;
различать прямой, острый и тупой углы; распознавать прямоугольный
треугольник;
определять время по часам.
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять табличное умножение и деление чисел на 6, 7, 8, 9, 10;
использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и
переместительное свойство умножения при выполнении вычислений;
решать текстовые задачи в 2-3 действия;
составлять выражение по условию задачи;
вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным
способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения).
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные
учителем) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности);
проверять результаты вычислений с помощью обратных действий;
планировать собственные действия по устранению пробелов в знаниях (знание
табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления).
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать собственную вычислительную деятельность;
планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной
деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.
ПознавательныеУУД
Обучающийся научится:
- выделять существенное и несущественное в условии задачи; составлять краткую запись
условия задачи;
использовать схемы при решении текстовых задач;
наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых
выражениях и использовать их при вычислениях;
выполнять вычисления по аналогии;
вычислять периметр прямоугольника.
Обучающийся получит возможность научиться:
сопоставлять условие задачи с числовым выражением;
сравнивать разные способы вычислений, решения задач;
комбинировать данные при выполнении задания;
ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;
ориентироваться в календаре (недели, месяцы, рабочие и выходные дни);
исследовать зависимости между величинами (длиной стороны прямоугольника и его
периметром;
получать информацию из научно-популярных текстов (под руководством учителя);
пользоваться справочными материалами, помещенными в учебнике (таблицами
сложения и умножения, именным указателем).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- организовывать взаимопроверку выполненной работы;
высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Обучающийся получит возможность научиться:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: выполнять задания,
предложенные товарищем; сравнивать разные способы выполнения задания; объединять
полученные результаты при совместной презентации решения).
Личностные
Обучающийся научится:
положительному отношению к урокам математики;
умению признавать собственные ошибки;
оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков;
Обучающийся получит возможность научиться:
умению оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору
учащегося;
умению сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её
товарищами, учителем;
восприятию математики как части общечеловеческой культуры.
3класс
Предметные
Обучающийся научится:
считать в пределах 100 000;
выполнять табличное умножение и деление;
правилам порядка выполнения действий в числовых выражениях;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
пользоваться изученной математической терминологией;
выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с
большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
выполнять деление с остатком в пределах ста;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел,
умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
выполнять вычисления с нулем;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками
и без них);
проверять правильность выполненных вычислений;
решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного
отрезка;
распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с
разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в
различных единицах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы
действий в изменённых условиях;
- оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действия;
- собирать и классифицировать информацию;
- составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами;
- работать в парах, анализировать и оценивать результат работы, свои действия и
управлять ими, анализировать достигнутые результаты и недочёты,
- читать записи, представленные римскими цифрами; находить и исправлять неверные
высказывания;
- излагать и отстаивать своё мнение;
- аргументировать свою точку зрения;
- оценивать точку зрения одноклассника.
Метапредметные
Обучающийся научится:
–
Способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства и способы её осуществления.
–
Использованию речевых средств и средств информационных технологий для
решения коммуникативных и познавательных задач.
–
Готовности слушать собеседника и вести диалог, готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
–
Овладению начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета "математика".
–
Умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определению наиболее
эффективных способов достижения результата.
–
Определению общей цели и пути её достижения.
–
Способности использовать знаково- символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебно- познавательных и практических задач.
–
Овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, отнесения к известным понятиям.
Личностные
Обучающийся получит возможность для формирования:
–
Чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
–
Осознания роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к
семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
–
Установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.
–
Навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
–
Целостного восприятие окружающего мира.
–
Рефлексивной самооценка, умения анализировать свои действия и управлять ими.
4класс
Предметные
Выпускник научится:
считать в пределах 1 000 000;
выполнять табличное умножение и деление;
правилам порядка выполнения действий в числовых выражениях;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых
пользоваться изученной математической терминологией;
выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с
большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
выполнять деление с остатком в пределах ста;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел,
умножение и деление многозначных чисел на однозначное.)
выполнять вычисления с нулем;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со
скобками и без них);
проверять правильность выполненных вычислений;
решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного
отрезка;
распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с
разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в
различных единицах.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентировке в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути
передвижения и др.);
сравнению и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе,
вместимости;
определению времени по часам (в часах и минутах);
решению задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка,
измерение, взвешивание и др.)
оценке величины предметов на глаз;
самостоятельной
конструкторской деятельности (с учетом возможностей
применения разных геометрических фигур).
Метапредметные
Регулятивные УУД
Выпускник получит возможность научиться:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- составлять план и последовательность действий;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной
формах;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта сделанных ошибок;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей
по исправлению допущенных ошибок;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные УУД
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать общие приёмы решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- рефлексии способов и условий действий;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного
характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения
задач;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- поиску и выделению необходимой информации из различных источников;
-сбору, обработке, анализу, передаче, оценке информации;
- подведению под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков;
- анализу, синтезу, сравнению, классификации, установлению аналогий, причинноследственных связей, построению суждений, обобщению.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью.
Выпускник получит возможность научиться:
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить монологическое высказывание;
- слушать собеседника;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.
Личностные
Выпускник получит возможность для формирования:
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознания роли своей страны в мировом развитии, уважительного отношения к
семейным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;
- целостного восприятия окружающего мира;
- развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческого подхода к выполнению заданий;
- рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на
результат.