Литература 5-9 класс (1)

Аннотация к рабочей программе для 5-9 классов
ФГОС по литературе.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативноправовыми и инструктивно - методическими документами: Рабочая программа по
литературе для 5-9 классов составлена на основе требований ФГОС основного общего
образования (приказ Министерства образования РФ № 1644 от 29.12.2014 г.), а также в
соответствии с рекомендациями Примерной программы основного общего образования по
литературе (для 5 – 9 классов), Программы общеобразовательных учреждений по
литературе (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлѐв, В.И. Коровин, И.С. Забарский, В.П.
Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2019) и учебника по литературе
(Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2 ч. – М.:
Просвещение, 2019, включѐнного в федеральный перечень учебников и рекомендованного
к использованию в образовательных учреждениях.
Цели изучения дисциплины:
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
личностные: - формирование духовно развитой личности, обладающей
гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма; - развитие интеллектуальных и
творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и
самореализации личности;
метапредметные: - овладение важнейшими общеучебными умениями и
универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать
ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую
информацию из различных источников, включая Интернет и др.); - использование опыта
общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной
деятельности, речевом самосовершенствовании;
предметные: - постижение учащимися вершинных произведений отечественной и
мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, историзма; - поэтапное, последовательное
формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать
художественный текст; - овладение возможными алгоритмами постижения смыслов,
заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и
создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного; Структура учебного предмета .
Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и
зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и
сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение
книги в жизни писателя и читателя и т. д.). В каждом из курсов (классов) затронута одна
из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе —

художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда
писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8
классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на
историко- литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной
основе). В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами: 1. Устное
народное творчество. 2. Древнерусская литература. 3. Русская литература XVIII века. 4.
Русская литература XIX века. 5. Русская литература XX века. 6. Литература народов
России. 7. Зарубежная литература. 8. Обзоры. 9. Сведения по теории и истории
литературы.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект под
редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина - Литература 5 класс - Москва
«Просвещение» 2019
Литература 6 класс – под редакцией В.П.Полухиной, В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева,
В.И.Коровина - Москва «Просвещение» 2019
Литература 7 класс – под редакцией В.П.Полухиной, В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева,
В.И.Коровина - Москва «Просвещение» 2019
Литература 8 класс – под редакцией В.П.Полухиной, В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева,
В.И.Коровина - Москва «Просвещение» 2019
Литература 9 класс - под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина,
И.С.Збарского - Москва «Просвещение» 2019
Требования к результатам освоения дисциплины.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются
следующие умения и качества: – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и
уважение к Отечеству, его языку, культуре; – устойчивый познавательный интерес к
чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. – осознание и
освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового
культурного наследия; – ориентация в системе моральных норм и ценностей, их
присвоение; – эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; –
потребность в самовыражении через слово; – устойчивый познавательный интерес,
потребность в чтении. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников,
вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология
продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является
формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: –
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать
условия и пути достижения цели; – самостоятельно составлять план решения учебной
проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,

корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки
и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология
продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов). Познавательные УУД: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой
информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать
основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – пользоваться
разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать
информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация, таблица, схема); – владеть различными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным); – перерабатывать и преобразовывать информацию из
одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание
прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться
словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинноследственные связи; – строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД
служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД: – учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и
позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь
устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выборы; – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – уметь задавать вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром; –
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; –
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – оценивать и редактировать устное и
письменное речевое высказывание; – адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать
свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения; – выступать перед аудиторией
сверстников с сообщениями; – договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности; – задавать вопросы.
Предметными
результатами
изучения
курса
«Литература»
является
сформированность следующих умений: На необходимом (базовом) уровне: – адекватно
понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать
прочитанное, отбирать произведения для чтения; – воспринимать художественный текст
как произведение искусства; – определять для себя цели чтения художественной
литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения; – выявлять и
интерпретировать авторскую позицию, определять своѐ отношение к ней, и на этой основе
формировать собственные ценностные ориентации; – определять актуальность
произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в

различных форматах; – сопоставлять произведение словесного искусства и его
воплощение в других искусствах; На повышенном уровне: – выбирать путь анализа
произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; – видеть
элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию; –
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их; – оценивать интерпретацию художественного текста, созданную
средствами других искусств; – сопоставлять произведения русской и мировой литературы,
самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая
аспект для сопоставительного анализа; – осуществлять самостоятельную проектноисследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект).
Основные образовательные технологии: В процессе изучения дисциплины
используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового,
ситуативно-ролевого, объяснительно иллюстративного обучения и т.д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 28.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(30142) 31-4-13

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».