География 5-9 класс

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«География» для обучающихся 5-9 классов
5 класс
Рабочая программа предназначена для изучения географии в 5-6 классах
общеобразовательной школы по учебнику «География. Землеведение»: Учебник для
общеобразовательных учреждений для 5-6 классов/ Под редакцией О.А. Климановой, М.:
Дрофа, 2015.









Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к
курсу географии в основной школе.
Основными целями курса являются:
знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим
изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и
человека;
пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
Задачи.
При изучении курса «География. Начальный курс. 5 класс» решаются
следующие задачи:
 знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией,
формирование интереса к нему;
 формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык
живой природы.
Рабочая программа предназначена для изучения географии в 6 классе общеобразовательной
школы по учебнику «География» Учебник для общеобразовательных учреждений для 6
классов/ Под редакцией Герасимовой
6 класс
В структуре курса «География. Начальный курс. 6 класс» заложена преемственность
между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний
и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в
приобретении новых знаний.
Курс географии 6 класса — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле
— картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть,
понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой
деятельности и эмоционально - ценностного отношения к миру, необходимых для
усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий
развития географической оболочки.
При изучении курса «География. Начальный курс. 6 класс» решаются
следующие задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей
процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных
геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном
уровнях;



























развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней
процессов;
развитие представлений о размещении природных и социально - экономических объектов;
развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и
инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой
географической информации;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий
взаимодействия природы и человека;
развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов,
формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части
России;
развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и
сохранение родной природы.
Рабочая программа предназначена для изучения географии в 5-6 классах
общеобразовательной школы по учебнику «География. Материки и океаны» Учебник для
общеобразовательных учреждений для 7 класса/ Под редакцией Душиной
7 класс
Курс «География материков и океанов. 7 класс» открывает изучение географии. Именно
с этим обстоятельством связана его структура и
содержание. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько
снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его
гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Основными целями курса являются:
раскрытие закономерностей землеведческого характера,
с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения
и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь
явлений. Это будет воспитывать
убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного
сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
создание у учащихся целостного представления о Земле
как планете людей;
раскрытие разнообразия природы и населения Земли,
знакомство со странами и народами;
формирование необходимого минимума базовых знаний
и представлений страноведческого характера, необходимых
каждому человеку нашей эпохи.
Основные задачи курса «География материков и океанов. 7 класс»:
формирование системы географических знаний как составной части научной картины
мира;
расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности
поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации — от планетарного до
локального;
познание сущности и динамики основных природных, экологических, социальноэкономических и других процессов, происходящих в географической среде;
создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением
особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в
хозяйственной деятельности;






















развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной
организации хозяйства в связи с природными, социально - экономическими факторами;
развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества,
значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая
знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой
культуры;
раскрытие на основе историко-географического подхода
изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания
экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;
формирование эмоционально - ценностного отношения к географической среде и
экологически целесообразного поведения в ней;
развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного
содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов),
изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на
этих картах;
развитие практических географических умений извлекать информацию из различных
источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и
характеристики территории;
выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также
формирование отношения к географии как возможной области будущей практической
деятельности.
Рабочая программа предназначена для изучения географии в 8 классе общеобразовательной
школы по учебнику «География России»: Учебник для общеобразовательных учреждений для
8 классов/ Под редакцией Бариновой
Рабочая программа предназначена для изучения географии в 9 классе общеобразовательной
школы по учебнику «География: Учебник для общеобразовательных учреждений для 9
класса/ Под редакцией Домогацких
8-9 классы
Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе
школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе,
что определяет его особую роль в формировании комплексных социально
ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств обучающихся.
Основными целями курса являются:
формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства
России, о месте нашей страны в современном мире;
воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре
Родины и населяющих ее народов;
формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества,
гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
Основные задачи данного курса «География России» (8—9 классы):
формирование географического образа своей страны, представления о России как
целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального
географического пространства;
формирование позитивного географического образа России как огромной территории с
уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями
населяющих ее народов;







развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни
информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных,
Интернет-ресурсов;
развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать
простейшие меры по защите и охране природы;
создание образа своего родного края.
Место предмета в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за
пять лет обучения — 272, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах , по 68 ч (2 ч в
неделю) в 7, 8, 9 классах.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для
изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей
школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое
звено в системе непрерывного географического образования и является основой для
последующей уровневой и профильной дифференциации.













Результаты обучения
Личностным результатом обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и
роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания
всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения
и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями;




















– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и
сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты:
5–6 классы
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7–9 классы
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с
основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер);
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и
Интернет);
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;.
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;



























организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки
в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий:
5–6- классы
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять
причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
7–9 классы
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим
объёмом к понятию с большим объёмом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной
форме в зависимости от адресата;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы
слушания;
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

























уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его
отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление
учащихся;
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования
современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
5–6 классы
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9 классы
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» в 5–9-х классах являются
следующие умения:
5 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;














- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды.
6 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними,
их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних
и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения
окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды.
7 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и
географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной
поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных
стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями,
ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических
проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;



















- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для
объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические
проблемы на разных материках и в океанах.
использование карт как моделей:
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и
явлений на материках, в океанах и различных странах.
понимание смысла собственной действительности:
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов
разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных
стран мира.
8 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и
природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного
социоприродного развития.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от
природных условий территории;
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала,
демографической ситуации, степени урбанизации.
использование географических умений:
- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
- составлять рекомендации по решению географических проблем.
использование карт как моделей:
пользоваться
различными
источниками
географической
информации:
картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,
национальным проектам и государственной региональной политике.
9 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и
природы;
- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и
географических районов.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:







- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
использование географических умений:
- прогнозировать особенности развития географических систем;
- прогнозировать изменения в географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики
отдельных компонентов географических систем.
использование карт как моделей:
пользоваться
различными
источниками
географической
информации:
картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,
национальным проектам и государственной региональной политике.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 28.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(30142) 31-4-13

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».