Аннотация к рабочей программе по биологии 5 класс. Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, на основе государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2014 год, Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Биология. 5 класс автор А.А Плешаков, Н.И.Сонин М. «Дрофа» 2014 год, Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой. Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи: - систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ; - воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, - формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков. В основу данного курса положен системно - деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Данный курс имеет линейную структуру. В 5—6 классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп. Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные, личностные и указаны в конце тем, разделов и классов соответственно. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю. Планируемые результаты изучения ученого курса, предмета. Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социальноадаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная. - способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; - способность выделять главное в тексте и второстепенное; - способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную; - способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями; - способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью; - способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации; - способность организовывать свою деятельность и соотносить ее с целью группы, коллектива; - способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества; - способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат; - способность оценивать и корректировать свое поведение в социальной среде. Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся. Аннотация к рабочей программе по биологии 6 класс. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм автора Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.:Дрофа, 2015), полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнением, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 6 класса Обучающиеся должны знать: -- строение и функции клетки; — особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений; — сведения о таксономических единицах; — способы размножения бактерий, грибов, растений; — основные этапы развития растительного мира; — взаимосвязь растений с факторами среды; — взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах; — роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве; — охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране; — основные культурные растения региона, особенности их возделывания. Обучающиеся должны уметь: — пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними; — вести наблюдения и ставить опыты с растениями; — проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник; — ухаживать за растениями, выращивать их; — соблюдать правила поведения в природе; — работать с учебником: составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сонин Н.И. «Биология.» 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2015. Аннотация к рабочей программе по биологии 7 класс. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2015. 138.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения приведены в графе «требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 7 класса Обучающиеся должны знать; — основные черты сходства и отличия животных и растений; — основные виды животных своей местности; — биологические и экологические особенности животных своей местности; — связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания; — сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных; — связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями; — особенности индивидуального и исторического развития животных; — роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды; — значение животных в природе и жизни человека; законы об охране животного мира. Обучающиеся должны уметь: — Пользоваться лабораторным оборудованием; — определять принадлежность животных к систематическим категориям; вести наблюдения за животными ставить простейшие опыты; составлять коллекцию насекомых-вредителей; Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология.» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2015. Аннотация к рабочей программе по биологии 8 класс. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.:Дрофа, 2015. -138с.) полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования по уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2-х часов в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены,приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связей, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека. Наследственные и приобретенные качества личности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 8 класса Обучающиеся должны знать; — основные черты сходства и отличия животных и растений; — основные виды животных своей местности; — биологические и экологические особенности животных своей местности; — связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания; — сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных; — связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями; — особенности индивидуального и исторического развития животных; — роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды; — значение животных в природе и жизни человека; законы об охране животного мира. Обучающиеся должны уметь: — Пользоваться лабораторным оборудованием; — определять принадлежность животных к систематическим категориям; вести наблюдения за животными ставить простейшие опыты; составлять коллекцию насекомых-вредителей; Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.» 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2015. Аннотация к рабочей программе по биологии 9 класс. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Человек» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина,Е.Т.Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11классы. –М.: Дрофа, 2015. -138с.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному плану, рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2- х часов в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличаются от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, ка в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видах деятельности. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ( 9 класса) Обучающиеся должны знать: — систематическое положение человека и его происхождение; — особенности строения и функции основных тканей» органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию; — о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ; — особенности индивидуального развития организма человека; — об отрицательном воздействии на организм вредных привычек -- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях; — правила гигиены, сохраняющие здоровье человека; — факторы, разрушающие здоровье человека; — этические нормы межличностных отношений. -- основные группы болезней детей и подростков в условиях республики; -- основные группы профзаболеваний населения; -- о влиянии промышленных и сельскохозяйственных предприятий на здоровье населения ЧР; -- основные загрязняющие вещества и их влияние на организм человека в Свердловской области. Обучающиеся должны уметь: — распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия; — объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека; — оказывать первую помощь при несчастных случаях; — соблюдать правила личной и общественной гигиены; --- соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания; — пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты; работать с учебником; с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. человек. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2015. 9 класс»: Учебник для