Аннотация к рабочей программе по ИЗО в 1-4 классах Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы– М.: Просвещение, 2019г. Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Художественно-эстетическое развитие учащихся рассматривается, как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы. Цели курса • • • • • • • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство. развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности. освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества. овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса Задачи курса • • • Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира. Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.). Формирование навыков работы с различными художественными материалами 1 класс Предметные Обучающийся научится : овладению навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умению компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; применению художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; способности использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники. Обучающийся получит возможность научиться: различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); различать основные видыи жанры пространственно-визуальных искусств; пониманию образной природы искусства; эстетической оценки явлений природы, событий окружающего мира; способности узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умению обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; умению видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способности передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человек, обществу; освоению умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты; умению характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны. Личностные Обучающийся получит возможность для формирования: чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; толерантного принятия разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественного вкуса и способности к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценки своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. Метапредметные Коммуникативные УУД Обучающийся научится: умению сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; слушать и понимать речь других. Обучающийся получит возможность научиться: вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Регулятивные УУД Обучающийся научится: -работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства. Обучающийся получит возможность научиться: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); планировать практическую деятельность на уроке; с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; предлагать свои конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике); определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД Обучающийся научится : стремлению использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Обучающийся получит возможность научиться: активно использовать язык изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов; ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинноследственные связи, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы; умению обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. 2 класс Предметные Обучающийся научится понимать: основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.); основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра); простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.; начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения; сведения о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета; начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека; начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне; роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника; сведения о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник); особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры; научится высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративноприкладного искусства; научитсястремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; научитсяиспользовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом; научитсяиспользовать навыки компоновки; научитсяпередавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.); научитсяприменять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура; научитсяменять направление штриха, линии, мазка согласно форме; научится составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур; научитсялепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки); научитсясоставлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж). Обучающийся получит возможность научиться: использовать приобретенные знания и умения для самостоятельной творческой деятельности; обогащать опыт восприятия произведений изобразительного искусства; оценивать произведения искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки. Личностные Обучающийся получит возможность для формирования: - эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; толерантного принятия разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественного вкуса и способности к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; способности к художественному познанию мира; умения применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности; навыков использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремления использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшений. Метапредметные Коммуникативные УУД Обучающийся научится : умению сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; слушать и понимать речь других. Обучающийся получит возможность научиться: - общению с искусством, участию в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; - обогащению ключевых компетенций художественно- эстетическим содержанием. Регулятивные УУД Обучающийся научится: -работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства. Обучающийся получит возможность научиться: - мотивации и умению организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; - способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Познавательные УУД Обучающийся научится: стремлению использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Обучающийся получит возможность научиться: - активному использованию языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов; - умению видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни. 3класс Предметные Обучающийся научится понимать: отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего; особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства; закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции; различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью; знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного искусства; роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений; названия наиболее крупных художественных музеев России; названия известных центров народных художественных ремесел России. видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках; выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета; анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого; пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д. в рисовании на темы и с натуры; передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете; применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности. Обучающийся получит возможность научиться: использовать приобретенные знания и умения для самостоятельной творческой деятельности; обогащать опыт восприятия произведений изобразительного искусства; оценивать произведения искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки; владеть компетенциями:личностного саморазвития, коммуникативной, ценностноориентационной, рефлексивной. Личностные Обучающийся получит возможность для формирования: - эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; толерантного принятия разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественного вкуса и способности к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; способности к художественному познанию мира; умения применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности; навыков использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремления использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшений. Метапредметные Коммуникативные УУД Обучающийся научится: умению сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; слушать и понимать речь других. Обучающийся получит возможность научиться: - желанию общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; - обогащению ключевых компетенций художественно- эстетическим содержанием. Регулятивные УУД Обучающийся научится: -работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства. Обучающийся получит возможность научиться: - мотивации и умению организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; - способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Познавательные УУД Обучающийся научится: стремлению использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Обучающийся получит возможность научиться: - активному использованию языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов; - умению видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни. 4 класс Предметные Выпускник научится: понимать основные виды и жанры изобразительных искусств; пониматьосновы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция); знать выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; применять первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ; применять простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке; знать названия наиболее крупных художественных музеев России; знать названия известных центров народных художественных ремесел России; применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников; применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема. Выпускник получит возможность научиться: использовать приобретенные знания и умения для самостоятельной творческой деятельности; обогащать опыт восприятия произведений изобразительного искусства; оценивать произведения искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки; владеть компетенциями:личностного саморазвития, коммуникативной, ценностноориентационной, рефлексивной Личностные Выпускник получит возможность для формирования: - эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; толерантного принятия разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественного вкуса и способности к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; способности к художественному познанию мира; умения применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности; навыков использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремления использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшений. Метапредметные Коммуникативные УУД Выпускник научится : умению сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; слушать и понимать речь других. Выпускник получит возможность научиться: - желанию общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; - обогащению ключевых компетенций художественно- эстетическим содержанием. Регулятивные УУД Выпускник научится : -работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства. Выпускник получит возможность научиться: - мотивации и умению организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; - способности оценивать результаты собственной и одноклассников. художественно-творческой деятельности, Познавательные УУД Выпускник научится : стремлению использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Выпускник получит возможность научиться: - активному использованию языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов; - умению видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.