Литературное чтение 1-4 класс (1)

Аннотация к рабочей программе по литературному чтению в 1-4 классах
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе
авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой и
обеспечена УМК для 1–4 кл. авторов Авторы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В.
Головановой М.:
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших
школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом,
пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему
развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность
по другим предметам начальной школы.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными
произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно
влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных
качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация
учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с
этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки
доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения
и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и
выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге,
использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать
собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с
различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом
учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность,
помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к
использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный
читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и
приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения,
знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению
художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на
словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к
героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие
школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного
искусства.
Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком
обучения направлено на достижение следующих целей:
 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования «младших школьников;
 формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной
читательской деятельности;
 совершенствование всех видов речевой деятельности;
 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений;
 формирование эстетического отношения к искусству слова;
 овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными
текстами;

 обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного
текста;
 формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов
многонациональной России и других стран.
Задачи:
 Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса
к чтению и книге.
 Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
 Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в
художественной литературе.
 Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведений.
1 класс

Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающийся научится :

Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё
получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё
только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Обучающийся получит возможность научиться:

Осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под
руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока.

Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе
учителя).

Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать
содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану).

Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по
алгоритму, данному учителем.

Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному
учителем или учебником).

Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме.

Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно
относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек,
лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя.
Познавательные УУД
Обучающийся научится :

Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для
передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и
пр.).

Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.
Обучающийся получит возможность научиться:

Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений.

Понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и
звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и
творческого воображения.

Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и
различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством
учителя.

Сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с
пословицей (поговоркой).

Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу,
предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради».

Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4
предложений под руководством учителя.

Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений
(прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской
национальной культуры.

Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план
текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему.

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок,
песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении
проектных заданий.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится :

Строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме.

Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.

Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с
собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.

Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают
другие.

Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости,
я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить
примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:

Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное
обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться
под руководством учителя.

Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство
своей точки зрения из 3-4 предложений.

Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками
литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные
средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).

Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути
достижения.

Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному
учителем на доске.

Оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ
текста, выполнение проекта.

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари.

Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей,
воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Личностные
обучающегося
будут
сформированы:
-У
навыкинесотрудничества
со взрослыми
и выходы
сверстниками
в различных
ситуациях;
умения
создавать
конфликтов
и находить
из спорных
ситуаций. социальных
Обучающийся
получит
возможность
для формирования:
доброжелательности
иРодину,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания и
чувствам
других
людей;
-сопереживания
чувства
гордости
заи свою
ипоступки;
историю
России; мотивов
умения
уважительно
относиться
к российский
иному
мнению;
принимать
осваивать
социальную
обучающегося,
развитие
деятельности
формирование
личностного
смысла
учения;
личной
ответственности
занарод
свои
эстетических
потребностей,
ценностей
ироль
чувств;
-самостоятельности
установки
наиибезопасный,
здоровый
образ
жизни,
мотивации
к творческому
труду. учебной


к творческому труду.

2 класс
Метапредметные
Регулятивные УУД

Обучающийся научится :

Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без
искажений и пр.).

Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения.

Контролировать выполнение действий в соответствии с планом.

Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным
учителем.

Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным
критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:

Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в
процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в
соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока.

Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения
темы.

Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг
неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

Фиксировать
по
ходу
урока
и
в
конце
его
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал,
лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к
своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения
учебных задач.

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал,
формулировать их в устной форме по собственному желанию.

Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится :

Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами,
используемыми в учебнике для передачи информации.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок,
составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и
инсценировании, при выполнении проектных заданий.
- Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в
произведении.
Обучающийся получит возможность научиться:

Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и
научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя.

Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать
их с помощью приёмов устного словесного рисования.

Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное
в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и
литературную сказку).

Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и
поговоркой соответствующего смысла.


Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника
(«Рабочей тетради»).

Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6
предложений.

Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен
И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.

Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический,
содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция,
литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и
народные промыслы.

Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную
информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры
текста и пр.).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится :

Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания.

Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные
мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои.

Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые
слова.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений,
проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.
- Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение.
- Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.

Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками
литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые
оценочные средства
(вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо,
нравственно/ безнравственно и др.).

Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары),
участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и
ролей в совместной деятельности.

Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения).

Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по
предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии
со своим поведением в различных ситуациях.

Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы
погашения конфликтов.

Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.

Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых
произведений, описываемых конфликтную ситуацию.

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет.

Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей,
воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Личностные
У обучающегося будут сформированы:


Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности
взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь,
взаимовыручка).

Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков,
поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при
работе с художественными произведениями.

Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при
выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.

Приводить
примеры
ответственного/безответственного,
самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.

Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.

Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь
слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что
более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.

Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с
компьютером.
Обучающийся получит возможность для формирования:

Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать
уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении
произведений других народов.

Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей
и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения
других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.

Иметь представление о существовании других народов и культур, называть
наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую,
коми, чеченскую и др.).

Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не
перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и
факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.

Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в
свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к
разнообразным источникам информации.

Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов,
обосновывать свой выбор.

Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по
собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных
способностей.

Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках
литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить
примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.

Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.

Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.

Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения,
которые использованы автором для создания художественного образа.

Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для
выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.

Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или
«Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).

Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих
художественных высказываниях, УСР.


Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и
текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены
различной цветовой гаммой.

Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе
сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных
произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить
читателя.

Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками
литературных героев, доказывать соответствие.

Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.

Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных
понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать
гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.

Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.

Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.
3 класс
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающийся научится :

Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её,
сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с
заданной задачей.

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям,
выразительно наизусть и пр.).

Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или
паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока.

Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать
совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов.

Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по
выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и
пр.).
Обучающийся получит возможность научиться:

Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно
(Что мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой
урока.

Фиксировать
по
ходу
урока
и
в
конце
урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал,
значков «+» и «-», «?»).

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал
и
знаковой системы («+» и «-», «?»).

Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре.

Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке.

Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится :

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне
обобщения в совместной коллективной деятельности.


Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и
различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и
рассказ).

Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла
произведения.

Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения,
выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 78 предложений.

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать
смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и
настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и
героям произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:

Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их,
осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.

Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих
нравственных установок и ценностей.

Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их
назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих
работах.

Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника.

Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных
произведений из дополнительных источников.

Осознавать сущность и
значение русских народных и литературных сказок,
рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова,
Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.

Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование,
описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой,
изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художникживописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение,
первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов,
небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при
выполнении проектных заданий.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится :

Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме.

Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании
событий.

Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей
работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и
функции.

Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного
задания (упражнения).

Оценивать достижения участников групповой или парной работы по
выработанным критериям.

Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.

Осознавать цель своего высказывания.

Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией.


Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной
проблемы.
Обучающийся получит возможность научиться:

Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных
ситуациях на основе нравственных норм.

Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков
литературных героев и своего собственного поведения.

Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из
создавшейся ситуации.

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений,
проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения
устного высказывания.

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного
поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой
зрения оппонента.

Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности
бесконфликтной деятельности.

Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать
иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания
событий, описываемых в произведении.

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к
взрослым только в случае затруднений.

Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины
художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.).

Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по
продуманному плану.
Личностные
У обучающегося будут сформированы:

Умение называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6),
пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.

Знание наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их
выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Умение предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к
Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)

Умение находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других
народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской
культурой, осознавать общность нравственных ценностей.

Умение анализировать причины безответственного и несамостоятельного
поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами
морали и нравственности.

Умение переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой
личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели
поведения для своего самосовершенствования

Умение самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.

Знание комплекса упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища,
проводить его в классе по просьбе учителя.

Умение находить примеры в литературных произведениях, в которых автор
рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят.

Обучающийся получит возможность для формирования:

Понятия, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить
подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.

Ценности и уважения к писателям и поэтам, выражающим свои чувства к Родине
через художественное слово, умения составлять рассказы о них, предавать в этих
рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях
информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с
гордостью пишущих о своей Родине.

Умения делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме,
искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание
собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из
конфликтных ситуаций.

Умения осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания,
формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Желания посещать библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к
урокам литературного чтения.

Умения предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных
проектов, тем для сочинений и др.).

Умения предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости
от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или
коллективной работы на уроке.

Умения фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться
над причинами.

Умения
пользоваться
разнообразными
формами
самооценивания
и
взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной
деятельности на уроке.

Умения осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои
поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе
морали и нравственных принципов.

Умения сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии,
осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней
обращается.

Понимания назначение изобразительно-выразительных средств в литературных
произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

Умения осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных
средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

Умения находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты,
испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил,
зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном
произведении).

Умения осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения,
проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения
(взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).

Умения применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным
ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный
герой какого-либо произведения.

Умения строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе
моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

Умения предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной
дилеммы.


Умения приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные
ценности своего народа.

Умения проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах
и дискуссиях. Знаний правил ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных
произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для
решения общих задач.

Умения применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие
суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой
модели поведения.

Умения осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного
достижения учебных целей.

Умения находить примеры в литературных произведениях, в которых автор
рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят.
4 класс
Метапредметные
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своейдеятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта сделанных ошибок.
Выпускник получит возможность научиться:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления;
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей
по исправлению допущенных ошибок;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
- стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
- выделять и формулировать познавательную цель;
- рефлексии способов и условий действий;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения, в том числе творческого и
исследовательского характера.
Выпускник получит возможность научиться:
- навыкам смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного
построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- использовать знаково-символические средства;
- создавать и преобразовывать модели и схемы;

- искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных
формах;
- собирать, обрабатывать, анализировать и передавать информацию;
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения
рассуждений.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения,
осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
Выпускник получит возможность научиться:
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку
событий;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.
Личностные
У выпускника будут сформированы:

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умение
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев.
Выпускник получит возможность для формирования:

чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального
российского общества;

средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;

художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей на основе опыта
слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, в
умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 28.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(30142) 31-4-13

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».