Аннотация к рабочей программе по математике в 1-4 классах Рабочая программа по математике составлена в соответствии с ФГОС НОО на основе авторской программы «Математика» Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. – М.: Просвещение, 2019. Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Основными целями начального обучения математике являются: Математическое развитие младших школьников. Формирование системы начальных математических знаний. Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: — формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); — развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; — развитие пространственного воображения; — развитие математической речи; — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; — формирование умения вести поиск информации и работать с ней; — формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; — развитие познавательных способностей; — воспитание стремления к расширению математических знаний; — формирование критичности мышления; — развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. При планировании следует уделять развитию: пространственной ориентации воображения, логического мышления, речи развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать. 1 класс Предметные результаты: Читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 100. Складывать и вычитать «круглые» десятки. Прибавлять к двузначному числу однозначное (без перехода в другой разряд) и «круглые» десятки. Соотносить предметные действия с математическими выражениями. Составлять из равенств на сложение равенства на вычитание (и наоборот). Использовать эти свойства для вычислений и для сравнения выражений. Пользоваться линейкой и циркулем для сравнения длин отрезков, для их сложения и вычитания. Распознавать геометрические фигуры на чертеже; Интерпретировать эти отношения на предметных, вербальных, схематических и символических моделях. - Называть состав каждого однозначного числа в пределах 10 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания). Называть разрядный состав двузначных чисел и соотношение между разрядными единицами. Называть термины: неравенство, выражение, равенство. Их смысл. Называть компоненты и результат действий сложения и вычитания. Взаимосвязь между ними. Называтьпереместительное и сочетательное свойства сложения. Называтьединицы длины (сантиметр, дециметр) и соотношения между ними; единицу массы (килограмм); единицы времени (час, минута, секунда). Называть геометрические фигуры (кривая и прямая линии, отрезок, ломаная, луч). Различать отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше на...», «меньше на...» Обучающийся получит возможность научиться: использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений; основам логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов; применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; выполнению и построению алгоритмов и стратегий в игре; исследованию, работе с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлению, анализу и интерпретации данных. Метапредметные Регулятивные УУД Обучающийся научится: - способности понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, предоставляющем средства для ее решения. Обучающийся получит возможность научиться: - умению планировать учебные действия (два-три шага) в соответствии с поставленной задачей; - умению проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Познавательные УУД Обучающийся научится: осознанному чтению, построению речевых высказываний. Обучающийся получит возможность научиться: использованию введенных математических символов, знаков, терминов математической речи; первоначальным методам нахождения и чтения информации, представленной разными способами (текст, таблица) в разных носителях (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.); начальному освоению способов решения задач творческого и поискового характера; первоначальным умениям использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, в том числе и при решении текстовых задач; способности излагать свое мнение и аргументировать его; начальному уровню овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале; овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладению начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - готовности слушать собеседника и вести диалог. Обучающийся получит возможность научиться: готовности признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; способности определять общую цель и пути её достижения; способности договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные У обучающегося будут сформированы: -доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; - навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Обучающийся получит возможность для формирования: - чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - умения уважительно относиться к иному мнению; - умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. - эстетических потребностей, ценностей и чувств; -установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду. 2класс Предметные Обучающийся научится: выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток; выполнять табличное умножение и деление чисел на 2, 3; выполнять арифметические действия с числом 0; правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое) и умножения (множители), а также числовых выражений (произведение, частное); определять последовательность действий при вычислении значения числового выражения; решать текстовые задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разностное сравнение), умножение и деление (нахождение произведения, деление на части и по содержанию); измерять длину заданного отрезка и выражать ее в сантиметрах и в миллиметрах; чертить с помощью линейки отрезок заданной длины; использовать свойства сторон прямоугольника при вычислении его периметра; различать прямой, острый и тупой углы; распознавать прямоугольный треугольник; определять время по часам. Обучающийся получит возможность научиться: выполнять табличное умножение и деление чисел на 6, 7, 8, 9, 10; использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и переместительное свойство умножения при выполнении вычислений; решать текстовые задачи в 2-3 действия; составлять выражение по условию задачи; вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения). Метапредметные Регулятивные УУД Обучающийся научится: удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности); проверять результаты вычислений с помощью обратных действий; планировать собственные действия по устранению пробелов в знаниях (знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления). Обучающийся получит возможность научиться: планировать собственную вычислительную деятельность; планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях. ПознавательныеУУД Обучающийся научится: - выделять существенное и несущественное в условии задачи; составлять краткую запись условия задачи; использовать схемы при решении текстовых задач; наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях; выполнять вычисления по аналогии; вычислять периметр прямоугольника. Обучающийся получит возможность научиться: сопоставлять условие задачи с числовым выражением; сравнивать разные способы вычислений, решения задач; комбинировать данные при выполнении задания; ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений; ориентироваться в календаре (недели, месяцы, рабочие и выходные дни); исследовать зависимости между величинами (длиной стороны прямоугольника и его периметром; получать информацию из научно-популярных текстов (под руководством учителя); пользоваться справочными материалами, помещенными в учебнике (таблицами сложения и умножения, именным указателем). Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания. Обучающийся получит возможность научиться: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: выполнять задания, предложенные товарищем; сравнивать разные способы выполнения задания; объединять полученные результаты при совместной презентации решения). Личностные Обучающийся научится: положительному отношению к урокам математики; умению признавать собственные ошибки; оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков; Обучающийся получит возможность научиться: умению оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося; умению сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем; восприятию математики как части общечеловеческой культуры. 3класс Предметные Обучающийся научится: считать в пределах 100 000; выполнять табличное умножение и деление; правилам порядка выполнения действий в числовых выражениях; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000; представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых; пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста; выполнять деление с остатком в пределах ста; выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число); выполнять вычисления с нулем; вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них); проверять правильность выполненных вычислений; решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка; распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки); вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата); сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах. Обучающийся получит возможность научиться: - выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях; - оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действия; - собирать и классифицировать информацию; - составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами; - работать в парах, анализировать и оценивать результат работы, свои действия и управлять ими, анализировать достигнутые результаты и недочёты, - читать записи, представленные римскими цифрами; находить и исправлять неверные высказывания; - излагать и отстаивать своё мнение; - аргументировать свою точку зрения; - оценивать точку зрения одноклассника. Метапредметные Обучающийся научится: – Способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. – Использованию речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. – Готовности слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. – Овладению начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета "математика". – Умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определению наиболее эффективных способов достижения результата. – Определению общей цели и пути её достижения. – Способности использовать знаково- символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач. – Овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, отнесения к известным понятиям. Личностные Обучающийся получит возможность для формирования: – Чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. – Осознания роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. – Установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. – Навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. – Целостного восприятие окружающего мира. – Рефлексивной самооценка, умения анализировать свои действия и управлять ими. 4класс Предметные Выпускник научится: считать в пределах 1 000 000; выполнять табличное умножение и деление; правилам порядка выполнения действий в числовых выражениях; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000; представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста; выполнять деление с остатком в пределах ста; выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное.) выполнять вычисления с нулем; вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без них); проверять правильность выполненных вычислений; решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка; распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки); вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата); сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах. Выпускник получит возможность научиться: ориентировке в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.); сравнению и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости; определению времени по часам (в часах и минутах); решению задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.) оценке величины предметов на глаз; самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур). Метапредметные Регулятивные УУД Выпускник получит возможность научиться: - формулировать и удерживать учебную задачу; - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - составлять план и последовательность действий; - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах; - использовать речь для регуляции своего действия; - различать способ и результат действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные УУД Выпускник получит возможность научиться: - использовать общие приёмы решения задач; - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - рефлексии способов и условий действий; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - поиску и выделению необходимой информации из различных источников; -сбору, обработке, анализу, передаче, оценке информации; - подведению под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; - анализу, синтезу, сравнению, классификации, установлению аналогий, причинноследственных связей, построению суждений, обобщению. Коммуникативные УУД Выпускник научится: - ставить вопросы; - обращаться за помощью. Выпускник получит возможность научиться: - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить монологическое высказывание; - слушать собеседника; - определять общую цель и пути ее достижения; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, - разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников. Личностные Выпускник получит возможность для формирования: - чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - осознания роли своей страны в мировом развитии, уважительного отношения к семейным ценностям, бережного отношения к окружающему миру; - целостного восприятия окружающего мира; - развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий; - рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими; - навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.